Что такое заикание?
Заикание — нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности (Флоренская Ю. А., 1949; Хватцев М. Е., 1959; Куршев В. А., 1973; Селиверстов В. И., 1979; Асатиани Н. М. и др., 1980; Власова Н. А., Беккер К.-П., 1983; Буянов М. И., 1989; Шкловский В. М., 1994; Волкова Л. С, 1995; Калягин В. А., 1998; Demuth W., 1981; Vankgekeghem M., 1996; Brutten G., 1997 и др.). Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое количество работ в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности.
Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование клиники, терапии и вопросов, связанных с военной экспертизой заикания в условиях его патоморфоза, который отчетливо прослеживается на протяжении двух последних десятилетий.
Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает возможность более точно анализировать этиопатогенетические факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной диагностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывников которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтические кабинеты для уточнения логопедического диагноза.
Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает возможность более точно анализировать этиопатогенетические факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной диагностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывников которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтические кабинеты для уточнения логопедического диагноза.
К настоящему времени имеется значительный опыт изучения патоморфоза различных нервно-психических заболеваний (Рапопорт Я. Л., 1962; Серов В. В., 1979; Хохлов Л. К., 1982; Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988; Асатиани Н. М., Матвеев Е. С, 1990; Абабков В. А., 1992; Doerr W., 1956; Jakubik A., 1982 и др.). Вместе с тем в доступной нам отечественной и зарубежной литературе практически нет ни одной работы, специально посвященной исследованию патоморфоза заикания.
Значительно ухудшившиеся условия жизни большей части населения России, его социальная незащищенность, гиперинфляция являются причиной вспышек тяжелых инфекционных и соматических заболеваний, вызывают утяжеление клинической картины различной нервно-психической патологии, в том числе и заикания.
В некоторых исследованиях (Шкловский В. М., 1994; Калягин А. А., 1996) авторы, не употребляя понятия «патоморфоз», указывают на возрастное нарастание невротической симптоматики, изменение внутренней картины речевого нарушения, влияние внешнесредовых факторов на больных.
В настоящее время лишь учет патоморфоза заикания определяет научный подход к исследованию различных аспектов этой патологии речи, а разработку лечебно-коррекционных программ и вопросов организации комплексной лечебно-терапевтической помощи заикающимся делает практически значимой и актуальной.